В ближайшее время Dassault, занимающаяся разработкой nEUROn и испытаниями аппарата, приступит к проверке двигателей, установленных на беспилотник. Затем аппарат приступит к пробежкам по взлетно-посадочной полосе, а его первый полет намечен на середину 2012 года. После первого полета, согласно графику, испытания nEUROn будут проводиться на протяжении еще двух лет.
Разработка европейского ударного беспилотника началась пять лет назад. Основным разработчиком nEUROn является французская компания Dassault. В проекте также принимают участие шведская Saab, итальянская Alenia Aeronautica, греческая EAB и швейцарская RUAG. Стоимость соглашения, в рамках которого ведутся работы, составляет 405 миллионов евро. nEUROn создается по схеме "летающего крыла" с применением технологии малозаметности. Беспилотник имеет в длину 9,5 метра, а размах его крыльев составляет 12,5 метра. Аппарат, оснащенный реактивным двигателем, сможет развивать скорость до 920 километров в час и нести различное вооружение общей массой до шести тонн. Все вооружение будет располагаться во внутренних отсеках.
История создания:
Во время авиасалона в Ле-Бурже в июне 2003 г. министр обороны Франции Мишель Альо-Мари объявила о намерении ее страны создать боевой беспилотный летательный аппарат. Основной контракт заключен между французским агентством DGA и компанией «Дассо» (Dassault Aviation), которая стала головным разработчиком по программе. Выбор головной фирмы неслучаен. В 1999 г. «Дассо» запустила программу LOGIDUC, направленную на создание боевого БЛА, использующего технологию «стелс». Первым БЛА, созданным по этой программе, стал «Петит Дюк» (Petit Duc – по-французски это означает небольшая сова сплюшка), поднявшийся в воздух в июле 2000 г. На втором этапе реализации программы LOGIDUC в 2001 г. компанией был создан БЛА «Мойен Дюк» (Moyen Duc – «ушастая сова»).
Оба беспилотника имели относительно небольшие размеры и предназначались для начальной отработки технологий. Полноразмерный аппарат предполагалось создать в ходе третьего этапа. Его название – «Гран Дюк» (Grand Duc – на сей раз уже «большая сова») – в свете придания программе общеевропейского статуса, было вскоре заменено на более звучное – «Нейрон» (nEUROn).
В 2005 г. к программе присоединились шведская SAAB и итальянская «Алениа Аэронаутика». Обе компании имеют опыт в области беспилотных систем, в их арсенале имеются наработки в области перспективных скоростных боевых БЛА. Так, в Швеции разработан и проходил испытания экспериментальный БЛА «Филур», а в Италии – БЛА «Скай-X». В 2006 г. к числу стран, участвующих в проекте «nEUROn», присоединились Испания, Греция и Швейцария. В соответствии с планом работ в 2009 г. должны завершиться все НИОКР и в начале 2010 г. планируется собрать первый прототип nEUROn. Его лётные испытания намечены на 2011–2012 гг., в их ходе планируется выполнить более 100 полетов.
Макет nEUROn был впервые показан публике на авиасалоне в Ле-Бурже в июне 2005 г. БЛА nEUROn выглядит аналогично AVE-С, который является вторым прототипом Dassault Petit Duc ("small duke"). Как AVE-C, nEUROn не оборудован хвостовым килем и имеет W-образную конструкция крыла. Как и американские X-45C и X-47B, БЛА nEUROn выполнен по схеме «летающее крыло», для снижения радиолокационной заметности – без вертикального и горизонтального хвостового оперения. Длина аппарата – 9,5 м, размах крыла – 12,5 м. Максимальная взлетная масса nEUROn оценивается в 6 т. Шасси будет «трехколесного» типа для передвижения, взлета и посадки. БЛА nEUROn будет оснащен двумя реактивными двигателями Adour Mk 951 совместного предприятия британской компании Rolls-Royce Group plc и французской частной компании Turbomeca (RRTM - Rolls-Royce Turbomeca Limited) . Скорость аппарата дозвуковая, не будет превышать М=0,8.
На борту БЛА будет устанавливаться как разнообразная аппаратура наблюдения, так и высокоточное оружие для ударов по наземным и морским целям. Оружие будет размещаться во внутреннем отсеке. Беспилотный летательный аппарат nEUROn будет оснащен спутниковой и инерциальной системами навигации, каналом передачи данных, стелс-функциями, сложными структурами из углеродного волокна, а также внутренним отсеком для оружия. Автоматическое обнаружение/распознавание целей обеспечит nEUROn возможность точного выявления наземных целей.
nEUROn будет иметь возможность нести две 250 килограммовые бомбы с лазерным наведением в двух бомбовых отсеках. Вооружение БЛА составят авиабомбы Mk-82, CBU-12 и JDAM. БПЛА, как ожидается, сможет находиться в воздухе несколько часов с высокой дозвуковой скоростью, т.е. с максимальной скоростью 70-80% от скорости звука (скорость звука в воздушной среде составляет 1100-1200 км/час). Беспилотные аппараты nEUROn будут управляться с наземных станций и станций управления, находящихся в боевых самолётах, таких как французские Rafale или шведские Gripen.
В июне 2005 года, аэрокосмическая компания Dassault Aviation подписала контракт с международной промышленной группой Thales на разработку высокочастотных передатчиков данных для прототипа боевого беспилотного аппарата nEUROn. Система обеспечит связь наземной станции управления с БПЛА при помощи высокочастотного закрытого протокола НАТО STANAG 7085 и низкочастотного передатчика. Высокочастотный канал обеспечит безопасную передачу данных (видео, изображений и данных радара) и команд управления. Низкочастотный передатчик будет использовать безопасные технологии и различные полосы частот для обеспечения целостности данных.
Разрабатываемая в настоящее время компанией "Галилео авионика" электрооптическая система обнаружения обеспечивает применение систем вооружения в ясную погоду. По заявлению Ф.Коффи, в перспективе планируется оснащение БЛА nEUROn РЛС с синтезированной апертурой, которая позволит поражать цели в любых метеоусловиях.
26 января 2011 года компания SAAB официально передала переднюю и центральную части фюзеляжа для демонстратора технологий ударного БЛА nEUROn, основному контрактанту по этой программе - французской компании "Дассо авиасьон". Данный факт позволяет полагать, что первый полёт состоится в середине 2012 года и затем начнется программа лётных испытаний. Компоненты конструкции БЛА nEUROn, построенные другими участниками программы, также будут в ближайшее время доставлены в Истр. В их числе: механизм сброса авиационных средств поражения (разработчик - швейцарская RUAG, поставка в конце февраля), две консоли крыла (испанская компания EADS-CASA, поставка в марте), две створки люка отсека вооружения (итальянская Alenia, доставка в конце марта), три створки отсеков шасси (шведская СААБ, поставка в апреле). Кроме того, некоторые другие компоненты, изготавливаемые "Дассо авиасьон" будут доставлены в Истр между январем и мартом. Окончательная сборка демонстратора будет проходить в Истре с участием всех шести партнеров по программе ударного БЛА. В последнем квартале 2011 года "Дассо авиасьон" проведет наземные испытания nEUROn, затем испытания двигательной установки, а в середине 2012 года планирует поднять демонстратор в воздух.
Проект оценивается в 405 млн евро. Из этой суммы Франция выделяет половину – 202,5 млн евро. Вклад Швеции оценивается в 75 млн евро, из которых 66 млн дает компания SAAB. Еще 35,5 млн евро с 2007 по 2012 гг. вложит в проект Испания. Как предполагается, стоимость БЛА nEUROn должна составить порядка 25 млн евро.
|